Ручное вышивание – один из самых распространённых и доступных для любой женщины видов прикладного искусства.
Поистине необозрима география этого вида творчества. Не существует такого народа, чей национальный костюм не отделывался бы вышивкой. Возникнув в древние века, искусство вышивания у разных народов создало определённые, присущие только им традиции узорной вышивки. И именно в украшении предметов быта и одежды дольше всего сохраняются и развиваются эти традиции.
Искусство вышивания имеет древнюю историю. Как и любое другое искусство, оно знало периоды расцвета и упадка. Вышивки, созданные в эпоху Возрождения, отличаются необыкновенной художественной тонкостью и виртуозностью исполнения. Мало кто знает, что рисунки для сюжетных вышивок нередко выполнялись тогда известными живописцами, такими как Перуджино, Боттичелли и др.
На Руси шитьём занимались издавна и повсюду. Оно не требовало специальных приспособлений, а холст, нитки и иглы были в каждом доме.
Домашняя вышивка в русской деревне была всецело женским уделом. Лет с восьми-девяти крестьянские девочки под руководством своих матерей начинали постигать это рукоделие и готовить себе приданое. Не менее сорока полотенец необходимо было припасти к свадьбе.
Язык русской народной вышивки – это своего рода система письма, где чернила и бумагу заменяют холст и, чаще всего красная нить. Понятие “писать” в древности имело значение “украшать” и ”изображать”. ”Строчить письмо” значило вышивать ”строкой”. Строгие геометрические узоры всегда имели определённый символический смысл. Вышитый узор приобретал магическую силу и исполнялся в строго определённых местах одежды и предметов быта. В начале XIX века создатели вышивок ещё помнили смысловое значение таких узоров, жив был и обряд их чтения. Но во второй половине девятнадцатого — начале двадцатого столетия содержание народного узора стало забываться. Вышивальщицы лишь знали, что в них заключена сила добра.
В русской деревне женщина была хранительницей обрядов, которые должны были обеспечить благо семье. Вышивать узорочье начали, когда позади было прядение и ткачество и наступала пора долгих светлых дней. И тогда в пору грядущего воскресения природы, девушки и женщины шили по серебристой холстине огненно-красные узоры, свято веря в их благотворную силу.